ШУМАН: ПЕСНИ ДЛЯ КЛАРЫ

ШУМАН: ПЕСНИ ДЛЯ КЛАРЫ

про Женщины-музы — 16 окт 2009 в 11:26                     Просмотров: 4034

загрузка...


Они познакомились, когда ему было двадцать, а ей - одиннадцать. Восхищение талантами было взаимным, а позже взаимным стало и чувство. Они поженились через десять лет и составили прекрасный семейный и творческий дуэт. Годы супружеской жизни композитора и его Музы были наполнены счастьем и музыкой. А песни Роберта Шумана, посвященные его возлюбленной Кларе, до сих пор считаются лучшими из когда-либо созданных композиторами-романтиками...

НЕИСТОВЫЙ РОМАНТИК

Выдающийся немецкий композитор-романтик, пианист и дирижер, эстет и влиятельный музыкальный критик Роберт Шуман прожил всего 46 лет, успев объять из необъятного очень многое. Он испробовал свои силы почти во всех основных музыкальных формах, стал родоначальником одного из музыкальных жанров, в фортепианной и камерно-вокальной сферах им создано немало настоящих шедевров. Вообще, фортепианное наследие Шумана по своему разнообразию и талантливости является беспрецедентным в мировой музыке.

Он родился 8 июня 1810 в саксонском городе Цвиккау. Необычная художественная одаренность проявилась в Роберте уже в детстве: он писал стихи, музыку, играл на фортепиано. В гимназии двенадцатилетний Роберт с товарищами организовал маленький оркестр, исполнявший в том числе и импровизации юного композитора, который сам же отважно дирижировал...

Два года, с 1828 по 1830-й, Роберт обучался в университете, планируя стать юристом, но музыка все больше затягивала его. Успехи в фортепианных занятиях привели юношу к мечтам о карьере пианиста. В 1830 году в Лейпциге он начал брать уроки фортепиано у известного музыкального деятеля и педагога Фридриха Вика. Тогда же он познакомился и с дочерью своего учителя — юной Кларой. Одиннадцатилетняя девочка к тому времени уже год выступала с публичными концертами, обещая в будущем стать выдающейся пианисткой...

Стремясь стать настоящим виртуозом, Шуман занимался с фанатичным упорством, но... переусердствовав, повредил правую руку, мысль о карьере профессионального пианиста пришлось оставить. Тогда Шуман серьезно занялся композицией и одновременно музыкальной критикой.

В 1834 году Шуман основал "Новый музыкальный журнал" и на протяжении десяти лет был его главным редактором. Журнал вскоре стал одним из влиятельнейших музыкальных изданий того времени. В статьях, которые Шуман публиковал на его страницах, он зарекомендовал себя приверженцем нового и борцом с отжившим в искусстве. Обладая тонким художественным вкусом, Шуман находил такие поэтические сравнения, что у читателя создавалось впечатление, будто он сам слышит музыку.

В 1840 году Лейпцигский университет присвоил Шуману звание доктора философии.

ЛЮБОВЬ И ПЕСНИ

Клара Вик, превратившаяся к двадцати годам в стройную темноволосую красавицу с мечтательным взглядом и твердым характером, уже вполне оправдывала возлагавшиеся на нее как на пианиста надежды.

Симпатия Роберта к Кларе, смешанная с восхищением перед ее успехами, постепенно переросла в любовь. Она отвечала ему взаимностью: импульсивный и романтичный, Роберт нравился ей давно, и она в шкатулке в своей девичьей спальне берегла его письма, в которых он делился с ней своими впечатлениями о жизни и музыке.

Она любила перечитывать строки из его письма, присланного ей еще в 1833 году: "...Я бываю рад, когда солнечный зайчик вскакивает на рояль, словно желая поиграть со звуком, который, в сущности, есть не что иное, как звучащий свет..."

Несколько лет Шуман добивался у ее отца разрешения на брак, но тот не соглашался "ввиду юного возраста" избранницы. Эти годы, наполненные любовью, ожиданием и надеждой, для композитора-романтика были необычайно плодотворными.

Композиторский талант Шумана входит в пору своего расцвета. Появляются циклы фортепианных пьес "Бабочки", "Карнавал", "Фантастические пьесы", "Крейслериана" и другие. Немалое место в его творчестве в эти и последующие годы занимает образ Клары. Одна из пьес "Карнавала" — "Киарина" — музыкальный портрет возлюбленной композитора. По поводу пьес другого произведения — "Крейслерианы" — композитор признавался Кларе: "...В них главную роль играешь ты и мысль о тебе". Фактически, любовь Шумана к Кларе — скрытая "программа" большинства его сочинений 1830-40-х годов.

В начале 1840 года Шуман вновь просил руки Клары у ее отца, и тот, наконец, дал свое согласие. 12 сентября того же года в церкви Шёнефельде состоялось венчание. Молодые были счастливы!..

Они прожили вместе шестнадцать лет — насыщенных событиями радостными и драматическими, и творчески необычайно плодотворных. Главное — в эти годы в их доме жило счастье, в нем звучали детские голоса (у четы Шуманов было восемь детей!) и всегда присутствовала Ее Величество Музыка!..

ТВОРЧЕСКИЙ ДУЭТ

В церкви Шёнефельде венчались не только два любящих человека. Венчались талантливый композитор и талантливая пианистка!

С первых же дней в их семье воцарились не только любовь и духовное родство, но и творческое взаимопонимание. Супружество стало еще и основой для сотрудничества двух художников!

Клара продолжала совершенствовать исполнительское мастерство, пробовала сочинять небольшие музыкальные произведения, много концертировала. Роберт сопровождал жену в концертных поездках, а она, в свою очередь, часто исполняла музыку мужа. Она же обычно выступала первой исполнительницей его сочинений — всегда превосходно! Будучи настоящим виртуозом, она избегала показного блеска и играла с поэтическим вдохновением и глубоким пониманием исполняемой музыки. Тем более, что в произведениях Шумана, особенно в его циклах песен, значительная роль отводилась фортепианному сопровождению, создающему новые, дополнительные оттенки лирического образа и нередко "досказывающему" смысл песен. Тем не менее, большая часть ее времени все-таки была отдана их детям, а впоследствии — заботе о Роберте в периоды его депрессий и душевной болезни.

А Шуман... Шуман просто "взорвался" в тот свой "медовый" год, разразившись целым каскадом блестящих, гениальных произведений: около 140 песен, составивших несколько великолепных циклов! Они по праву считаются лучшими из когда-либо созданных композиторами-романтиками — в них Шуман открыл целый мир чувств, выразив их с удивительными силой и искренностью. А черпал он их в своем сердце, переполненном Любовью!

И последующие годы Шуман трудился много и плодотворно. В1841 году он написал свою первую симфонию и начал вторую, сочинил симфониетту и фантазию для фортепиано с оркестром, впоследствии составившую первую часть знаменитого фортепианного концерта.

В 1842 году композитор обратился к камерной музыке: в один месяц он написал три квартета, посвященные Мендельсону, затем квинтет для фортепиано и струнных, посвященный Кларе, квартет для фортепиано и струнных и трио.

В 1843-м Шуман перешел к новому для него роду сочинения: написал обширную кантату "Рай и Пери" на слова Томаса Мура, с энтузиазмом принятую в музыкальном мире; в том же году начал сочинение музыки к "Фаусту" Гете.

Однако, к 1844 году из-за умственного перенапряжения — не прекращая композиторской деятельности, Шуман успевал преподавать, выступать как музыкальный критик, совершал вместе с женой концертные туры по странам Европы, — впервые проявились признаки его душевной болезни: нервы композитора совсем расстроились. Он оставил журнальную деятельность, почти ничего не сочинял.

ВОЗВРАЩЕНИЕ

В 1844 году Шуман вместе с супругой отправился в артистическое путешествие в Санкт-Петербург и Москву; где их принимали с большим почетом. Они были чрезвычайно довольны поездкой в Россию и потому, что пребывание там оказало бла-готворное влияние на его здоровье.

Два года боролся Шуман 1 с болезнью, рядом с ним была его Клара, делавшая все, чтобы помочь ему. Лишь к концу 1846 года Шуман поправился настолько, что был в состоянии снова сочинять.

Но оказалось, болезнь лишь отступила — на время. Шуман, и до этого отличавшийся сдержанностью, стал очень молчалив, у него преобладало мрачное настроение; иногда его преследовали галлюцинации, во время которых ему как бы являлись Шуберт и Мендельсон диктовавшие ему ту или иную музыкальную тему...

Тем не менее, Шуман не только снова стал сочинять, он еще и стал преподавать в лейпцигской "Музыкальной школе фортепианной и партитурной игры и упражнений в композициях" (фактически, первая в Германии консерватория!). Школа была учреждена в 1843 году и состояла под управлением Ф. Мендельсона, который был лишь на год старше Шумана. Они очень ценили творчество друг друга. Судьба свела их, а линии их жизни оказались удивительно схожи — и потому, что их земной путь оказался до обидного коротким, и по тому, сколь много каждый из них успел сотворить, и по тому, что в судьбе каждого из них сияла путеводная звезда по имени Любовь.,.

ПОСЛЕДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ШУМАНА

В ноябре 1853 года Шуман вместе с женой отправляется в путешествие по Голландии, где его и Клару принимали "с радостью и с почестями": успех их совместных концертов превзошел все ожидания.

Однако в том же году вновь стали проявляться симптомы нервной болезни. В начале 1854 года, после очередного обострения, Шуман попытался покончить жизнь самоубийством, и его пришлось поместить в клинику в Энденихе близ Бонна. Там же, в клинике, 29 июля 1856 года Роберт Шуман и скончался.

Если вспомнить, сколько духовной силы вложил композитор в свои произведения, сколько он перечувствовал, передумал, испытал волнений, создавая чудные музыкальные образы, то станет понятным ранний конец его творчества. Шуман умер сорока шести лет — в том возрасте, когда многие другие художники только начинают входить в пору своего расцвета...

Клара Шуман прожила долгую жизнь — она умерла в 1896-м. Эта талантливая и сильная женщина была не только выдающейся пианисткой; как и ее муж, она оказалась прекрасным педагогом и вела класс во Франкфуртской консерватории.

А Роберт остался с ней навсегда: и в памяти, и в сердце, и в творчестве — в каждом концерте она обязательно исполняла сочинения Шумана...

загрузка...

Комментарии

  • валентина — 09 мая 2010 в 23:49

    В текстах то и дело случаются расхождения в датах, событиях, их оценке. Например, то Бетховен и Моцарт "диктуют" Шуману музыкальные темы, то Моцарт и Шуберт и т. д. Кто спас Шумана, бросившегося в реку? Лодочники, матросы, рыбаки? После таких мелочей не доверяешь и другой информации.

  • валентина — 09 мая 2010 в 23:49

    В текстах то и дело случаются расхождения в датах, событиях, их оценке. Например, то Бетховен и Моцарт "диктуют" Шуману музыкальные темы, то Моцарт и Шуберт и т. д. Кто спас Шумана, бросившегося в реку? Лодочники, матросы, рыбаки? После таких мелочей не доверяешь и другой информации.

загрузка...

Оставить комментарий

Обязательно

Обязательно